Лимонный рай для болельщикаПроехав в этом путешествии почти 5 000 километров по дорогам пяти государств, могу с уверенностью сказать, что побывать на своей машине в Европе нужно обязательно! То, что рассказывают экскурсоводы на стандартных «туристических тропах», безусловно, интересно, но это можно и нужно дополнить яркими красками личных впечатлений. Прелесть знакомства с чужой страной – в случайностях и неожиданных встречах. Автомобиль позволяет быть самостоятельным, а значит, будут возможности и для того, и для другого. Кстати, оптимально проезжать около 400 километров в день. Можно одолеть и больше, но тогда не получишь особого удовольствия. А ведь путешествие должно быть отдыхом! Целью нашего автопутешествия было княжество Монако на Лазурном берегу Франции: я – болельщик «Формулы-1», и мне хотелось своими глазами увидеть «святые места» любителей автогонок. Символично, что в пути довелось переночевать в гостинице, которая тоже называлась «Formule-1». Видимо, изначально она была рассчитана на болельщиков, но теперь сеть гостиниц с таким названием покрывает всю Европу. Номера небольшие, с минимумом удобств (поэтому стоят около 30 евро на двоих), но все уютно и чисто. | Сергей Васильев, начальник отдела кредитования физических лиц Петербургского филиала Международного Московского Банка, первый раз путешествовал на своей машине по Германии еще в 1999 г. А этой осенью поездка была запланирована на юг Европы – к Средиземному морю. |
Отправляясь к морю в конце сентября, мы представляли, что берег будет заполнен отдыхающими, ведь в это время еще тепло и солнечно, но оказалось, что народу немного: сезон закрыт, да и температура воды – «всего» +23*С. Мы остановились в Ментоне – городе, известном своими Праздниками лимонов (почти все деревья на улицах – цитрусовые), а также тем, что обеспеченные французы, отходя от дел, покупают или снимают здесь жилье, чтобы наслаждаться мягким климатом Средиземноморья. Ментон находится почти на границе с Италией и удачно закрыт от непогоды горами, так что, ненастье обходит его стороной более 300 дней в году. Вдоль пляжа стоят ресторанчики, а обслужить вас готовы у самой кромки воды. Если захотите расплатиться пластиковой картой – принесут компактный беспроводной терминал. У меня была с собой карта VISA «родного» банка, подключенная к телефонной системе оповещения об операциях по счету. Это означает, что каждый раз, заплатив, получаешь на телефон SMS: «С Вашего счета списано столько-то евро». Сообщения приходили практически одновременно с оплатой – такая оперативность банковского сервиса европейцев удивляла, что позволяло гордиться результатом работы моих коллег. Бензин в Европе стоит 1.2-1.3 евро. В Германии на автозаправках, помимо стандартного набора услуг (кафе, магазин, туалет), часто встречаются прилично оборудованные душевые для дальнобойщиков, которые могут заночевать на рядом расположенных стоянках. Во Франции тоже очень неплохой сервис, а в Италии и в Австрии повсеместно встречаются автомойки самообслуживания. Заезжаешь в бокс, опускаешь пару монет в кассу – и из ручного распылителя под высоким давлением сначала льется вода с шампунем, а затем чистая. Вымыть машину можно за пять минут, причем бесконтактным способом: моющее средство растворяет даже следы от насекомых и птичий помет. |
Ментон находится в получасе езды по горной дороге от Монако, и, разумеется, в первую очередь мы поехали в Монте-Карло, где прошли почти всю трассу «Формулы-1» пешком. Известно, что трасса полностью разбирается в «неспортивное» время года, но, оказалось, что под «Формулу» трансформируются улицы и даже убираются клумбы. Через Ментон проходит железная дорога, проложенная сквозь скалы: она охватывает все побережье Лазурного берега. Первая остановка после Ментона – Монте-Карло, затем Ницца, Антиб и Канны. Далее можно отправиться на север от моря в Граас, известный центр французской парфюмерии. Вся дорога занимает чуть менее полутора часов. В Ментоне мы прожили несколько дней, а затем поехали в один из центров виноделия – Vaison-la-Romaine, который находится немного южнее Валенсии. Путешествуя по этой части Франции, утопающей в виноградниках, понимаешь, что едешь по настоящей Дороге Вин, каждый съезд с которой приводит к частной винодельне – «кооперативу», как их называют французы. Вам обязательно предложат продегустировать несколько марок вина, которые здесь производятся эксклюзивно многие годы. Вино вкусное, легкое, но крепкое. Бутылка марочного вина стоит от 40 до 150 евро. Праздник лимонов в Ментоне (с 10 по 26 февраля) Вероятно, именно этот город стал прототипом лимонного королевства из сказки Джанни Родари «Приключения Чипполино» Лимоны считаются здесь королями среди фруктов: теплый климат Французской Ривьеры позволяет собирать по три урожая в год, и самый большой – в марте. Поэтому уже в феврале Ментон погружается в желто-оранжевые цвета, дома и улицы города украшаются всевозможными композициями и скульптурами, сооруженными из лимонов и апельсинов. Существует легенда, что Ева, тайно сорвав в райском саду плод лимона, после изгнания долго искала плодотворную землю, чтобы посадить «золотой плод», пока не нашла место, где позже и был основан Ментон. | Франция Во Франции ездят интересно: по автобанам – по правилам, а вот в крупных городах много машин со следами мелких аварий, и в основном по правому борту. При нехватке места на парковке водители подчас просто расталкивают соседние машины бамперами. Поэтому, когда мы были в Париже, я сразу поставил машину в подземный гараж при гостинице, и мы перемещались на общественном транспорте: так спокойнее и быстрее. К пробкам во Франции относятся спокойно. Наблюдал такую картину: остановился автобус в заторе – водитель достает газету и читает. Машины перед ним уже поехали, а он зачитался. И ничего: и сзади машины ждут, и никто из пассажиров его не потревожит. Только переворачивая страницу, водитель обнаружил, что дорога свободна, сложил газету и поехал. На горных дорогах автобусы разъезжаются просто впритык. При этом часто за рулем сидит хрупкая девушка, которая одной рукой крутит баранку, другой управляется с билетной кассой, да еще успевает разговаривать с молодым человеком, стоящим у нее за спиной. При этом минует встречный автобус «зеркало к зеркалу»! Кстати, она обязательно пристегнута ремнем; есть ремни и у всех пассажиров. О разбившейся на горной дороге под Ниццей принцессе Грейс во Франции помнят. На Лазурном берегу машины, конечно, совсем другие: например, в обычном автосервисе в Монте-Карло мы видели одновременно четыре-пять Ferrari разных цветов (хотя, казалось бы, они должны быть исключительно красными или черными!), Maserati и, по-моему, Lamborghini. У одного из ресторанов сиял легендарный Aston Martin DB 9 – хотелось поискать глазами Джеймса Бонда. | Германия Лучше всех ездят по Европе немцы. На автобанах в каждом направлении, как правило, – по три-четыре ряда, и удобнее всего держаться в предпоследнем слева. В правых рядах движутся грузовики, а левый крайний даже при обгонах надо занимать с особой осторожностью: в нем иногда мгновенно возникают и также быстро исчезают некие тени, на которых невозможно даже номерные знаки рассмотреть. И это в то время, когда сам едешь со скоростью 140-150 км/ч! То есть ездят немцы быстро, но аккуратно, что особенно заметно, если случается ремонт дороги. Ремонтируемый участок видно издалека: он сияет яркими оранжевыми и белыми огнями, как новогодняя елка. Если одну из трех полос дороги перекрывают, то делается это не в ущерб движению: из двух оставшихся снова размечают три, просто делая их уже. Машины идут зеркало к зеркалу, причем на некоторых участках даже обгон разрешен. Смотришь – едет машина: ровно, быстро, четко соблюдая невидимые границы своего «коридора». Поравнялась с нами – а за рулем совсем юный автолюбитель. Сказывается высокое качество подготовки водителей и постоянная практика передвижения на больших скоростях по автобанам. (Кстати, при сдаче экзамена по вождению выезд на автобан и тестирование водительских навыков на нем обязательны.) Движение в Германии прекрасно организовано: каждый поворот на трассе пронумерован, его номер появляется заранее и не один раз – не пропустишь! Уже возвращаясь на паром, мы попали в пробку 16 км длиной… (О том, что впереди – пробка, и какой она длины, несколько раз предупредили по радио). Мы начали сомневаться – успеем ли на паром. И тут я замечаю, что два левых ряда практически пусты! Удивившись странности движения, перестроился и помчался дальше. Через три-четыре километра стало понятно, что весь поток машин поворачивает на нужную нам дорогу, а свободные ряды уходят прямо: дисциплинированные немецкие водители выстраиваются в очередь заранее! И тут я, «самый умный», приехал к повороту – до сих пор неловко об этом вспоминать. Представляю, что подумали обо мне люди, простоявшие в пробке с десяток километров, но отнеслись доброжелательно и пропустили спокойно. | Дорога в никуда В Австрии на горных дорогах иногда можно увидеть съезды вправо и вверх – с дорогой «в никуда». Это сделано на тот случай, если у грузовика на крутом спуске откажут тормоза. Сразу за съездом с дороги начинается подъем, машина заедет на него по инерции и в итоге остановится. Нигде в Европе мы такого больше не видели. | Италия Про Венецию мне говорили так: проблем не будет, доезжаешь до Венеции – и направо, на большую парковку! Это оказалось правдой: от материковой части Венеции к городу на воде идет длинная коса, справа от которой находится огромная парковка; пропустить ее невозможно. Мы оставили там машину и ходили по знаменитому итальянскому городу пешком. Вообще-то, на дорогах Италии чувствуешь себя почти как дома. Ритм движения – нервный и напряженный, большинство водителей требуют их пропустить, что, например, на горной дороге не всегда удается сделать. Извилистые автострады в горах часто имеют всего по две полосы в каждом направлении и довольно плотно заполнены трейлерами. Ограничения скоростного режима соблюдаются весьма приблизительно, что, в совокупности с большим количеством туннелей и неизвестно откуда возникающими мотоциклистами, приходится все время быть в напряжении. Торопливость итальянских водителей порой выливается в забавные сценки. Однажды перед нами ехала машина с французскими туристами, а сзади – итальянский грузовичок. Мы заблудились и едем медленно, пытаясь определить, где находимся, французы – тоже. Итальянец начинает гудеть, мигать фарами – ну торопится человек! Я пропустил его; он проехал мимо, выразил крайнее неудовольствие жестами и сказал что-то соответствующее. Ладно, думаю. И тут итальянец догнал французов, которые никакие сигналы не воспринимают. В итоге водитель грузовичка их заблокировал, открыл дверцу и долго-долго рассказывал, что он о них думает.… |
Статья опубликована в журнале "Колеса" №111 за Январь 2007 / №111 |