Тест-драйв   |   История   |   Тюнинг   |   Премьера   |   АвтоБизнес   |   Краш-тест   |   Автозвук   |   Автоспорт   |   Событие   |   Тест-дуэль   |   Разное   |   Все обзоры
ГДЕ ПОКУПАТЬ:
Audi
BMW
Mercedes
Nissan
Opel
Volkswagen
Toyota
Honda
Ford
Mitsubishi
rer
e
dfdf
max1
max1
ПОИСК АВТОМОБИЛЯ
Марка:
Модель:
Год выпуска:
От До
Цена:
От До
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
февраль март 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
asdas
СТАТИСТИКА CAROX
Автосалоны:84
Автосервисы: 61
Автозапчасти: 23
Автотюниг: 15
Автомойки: 13
Купля/Продажа
Объявлений: 477
За сегодня: 0
За неделю: 0
Форум
Сообщений: 18113
За сегодня: 0
За неделю: 0
РЕКЛАМА
Автообзоры / Автозвук

Едем средним классом


Обычно средним классом автомобильной аудиоаппаратуры считаются любые системы, которые выходят за рамки бюджетной категории, но еще не достигают уровня Hi-Fidelity. Однако для этой статьи, мы решили создать собственную, более жесткую систему классификации.

Обычно средним классом автомобильной аудиоаппаратуры считаются любые системы, которые выходят за рамки бюджетной категории, но еще не достигают уровня Hi-Fidelity. Однако для этой статьи, мы решили создать собственную, более жесткую систему классификации.
Так называемая система среднего класса – понятие довольно абстрактное. Единого табеля о рангах автомобильной музыкальной аппаратуры в природе не существует, поэтому средним классом могут называть как трехсотдолларовую магнитолу с комплектом дорогих динамиков, так и профессионально инсталлированную систему, состоящую из дюжины компонентов. Тем более что производители или дилеры иногда именуют средним классом любую аппаратуру, которая по своим техническим данным не дотягивает до уровня Hi-Fi, а некоторые инсталляторы способны создать довольно посредственную аудиосистему, используя самые "навороченные" составляющие.
Мы решили положить наши рассуждения на финансовую основу и определить границы среднего класса, исходя из стоимости полноценных систем, обязательно содержащих усилитель и сабвуфер. Вторым критерием оценки мы считали "комплексный подход" к инсталляции, то есть продуманную установку аппаратуры для достижения заранее запланированного стереоэффекта, а не просто подключение серии дополнительных устройств к электрической цепи машины.
Получилось, что нижней планкой аудиосистемы среднего уровня можно считать сумму чуть больше тысячи долларов, а максимальная стоимость такой "озвучки" не превысит двух с половиной тысяч, включая установку и все налоги. Обе суммы как раз в традициях среднего класса: владелец новой "восьмерки" напряжется, подкопит и соберет тысячу на хороший "звук", а обладатель трехлетней BMW, прикинув, во сколько ему обойдется установка системы Hi-End, с легкостью выложит две пятьсот.

Система среднего класса / 1Система среднего класса / 2Система среднего класса / 3

Умные головы
Надо признать, что разницу в качестве звучания большинства головных устройств стоимостью больше 200 долларов способны различить лишь избранные гурманы car audio и те электронные приборы, которыми измеряют амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала. Все магнитолы, ресиверы и MP3-проигрыватели этой ценовой группы одинаково хорошо воспроизводят вверенные им звуковые фрагменты. Наше утверждение отнюдь не означает, что бессмысленно тратить больше двухсот "Франклинов" на проигрыватель, а всего лишь проводит грань, за которую не стоит заходить приверженцам упрощенной схемы. Впрочем, многие недорогие сегодня аппараты еще год назад были пределом мечтаний самых ортодоксальных поклонников качественного звука. Так, например, кассетные магнитолы Clarion AX413R и Pioneer KEH-P5011 или CD-ресивер Kenwood KDC-2021S перешли в средний класс из верних эшелонов, где долгое время находились на пике популярности.
Не желающим переплачивать за опции головного устройства, не влияющие на качество звука, следует остановиться на вышеупомянутой отметке. А те, кого не смутит высокая стоимость аппаратуры, могут позволить себе более современную "голову", произведенную престижным брэндом. И они не разочаруются. Основной плюс такого приобретения, разумеется, высокий статус аппарата в иерархии car audio и его более привлекательный, модный дизайн. Однако многие дорогие головные устройства обладают целым перечнем дополнительных возможностей, которых нет у их бюджетных собратьев. К "дорогим" опциям относятся такие приятные мелочи, как большой цветной дисплей с возможностью выбирать оттенок его подсветки из 32 тысяч возможных, высокая чувствительность тюнера и большое количество пользовательских предустановок звука, а также "продвинутая" система коррекции шумов и удобный пульт дистанционного управления типа "пластиковая карточка" (на самом деле пульт немного потолще). Не стоит также забывать об идеально проработанной эргономике, за которую профессиональные инсталляторы называют проигрыватели дороже 400 долларов "вежливыми и предупредительными". Например, при выключении питания проигрывателя передняя панель магнитол последнего поколения типа "маска" автоматически начинает поворачиваться тыльной стороной и после поворота на 90 градусов делает паузу, как бы предлагая пользователю решить, будет он снимать ее или нет.
Также дорогие "головы" всегда оборудованы дополнительными средствами защиты. Такие аппараты, как Clarion DXZ928R или Kenwood KDC-M9021, комплектуются специальными инфракрасными "иммобилайзерами", срабатывающими после каждого полного отключения проигрывателя от сети, после чего, чтобы "оживить" проигрыватель, требуется послать код с ключа. А привлекательный сочетанием серо-черного корпуса и рубиновой подсветки CD-ресивер Grundig SCD 3490RDS предлагает чрезвычайно остроумное решение – security panel (снимающаяся вставка с тремя кнопками управления), футляр которой можно использовать в качестве брелока для ключей.

Система среднего класса / 4Система среднего класса / 5Система среднего класса / 6Система среднего класса / 7

По каналам
В отличие от бюджетной аудиосистемы, затраты на головное устройство в системе среднего класса, каким бы дорогим оно ни было, – это не основная статья расхода. Немало денег также уйдет на аппаратуру, усиливающую сигнал. Расчет и установка усилителей – дело чрезвычайно тонкое, поэтому, если вы не очень хорошо знакомы с тонкостями установки серьезной "музыки" в автомобиль, лучше обратитесь к профессионалам. Самостоятельные эксперименты с усилителем в лучшем случае приводят к потере времени, в худшем – к покупке нового усилителя.
Но даже профессиональные инсталляторы не скажут точно, что выгоднее: ставить один многоканальный усилитель или несколько двухканальных. У приверженцев обоих вариантов есть десятки доводов в пользу "своей" схемы усиления. Первые утверждают, что соревнования по автозвуку почти всегда выигрывают автомобили с поканальным усилением, которое обеспечивают несколько двухканальников, а большое количество усиливающей сигнал аппаратуры, помещенной в одном корпусе, не сулит ничего хорошего для качества звука. Другие приводят в пример тот факт, что многоканальники пользуются большим спросом на рынке музыкальной аппаратуры и чаще применяются в автомобильных инсталляциях уровня Hi-End. Клиенту, далекому от этих профессиональных дебатов, скорее всего, будет все равно, какой конкретно тип усилителя окажется в багажнике его автомобиля. В первую очередь, его интересует качественный звук при не слишком высокой цене.
В этом случае, как и при выборе головного устройства, оснащение системы усилителем можно разделить на два типа. Начнем с недорогого. Чтобы сильно не потратиться на этапе выбора усилителя, можно ограничиться лишь пяти- или шестиканальным усилителем, который возьмет на себя и фронтальную, и тыловую акустику, при этом не забывая и про сабвуфер. Это позволит сэкономить немалую часть бюджета и подойти к самому важному процессу – выбору динамиков, обладая большей свободой маневра. Стоимость среднего представителя семейства пятиканальных усилителей колеблется от 200 (Alpine MPR-F320) до 800 долларов (Rockford Fosgate Punch 600.5). Шестиканальники будут отличаться лишь более высокой ценой и тем, что сабвуферу будет отдан дополнительный канал.
Системы, построенные исключительно на двухканальных усилителях и моноблоках (комплект из усилителя и низкочастотного динамика), применяются в основном в спортивных инсталляциях. Их стоимость, как правило, несоизмеримо выше того, что входит в наше определение системы среднего класса, поэтому мы рассмотрим их позже, в статье, посвященной аппаратуре класса Hi-Fi. А для системы среднего уровня потолком может считаться комплект, состоящий из трех усилителей, один из которых (многоканальный) питает тыловую акустику и саб, а два двухканальных (типа Audiobahn A2301Q или DLS А1) отдают сигнал на фронтальные динамики. По сравнению с установкой одного многоканальника, общая стоимость трех усилителей увеличит затраты на "силовую" часть всего в полтора раза, зато обеспечит более мощный сигнал для тыловых потребителей.

Права потребителей
Потребителями в car audio называют акустические системы (АС), то есть динамики. Считается, что именно от их работы зависит качество всей системы. Проигрыватель лишь отдает сигнал, а усилители передают его с необходимым значением мощности. Поэтому АС обязательно должны быть высокого качества, даже в бюджетной системе, а в том типе инсталляции, который мы описываем, пытаться "скроить" на динамиках нельзя ни в коем случае. Принципиальные "экономисты", правда, могут сыграть на упрощенной схеме, в которой задействовано меньше излучателей сигнала. Такой вариант действительно существует, но обязательно влечет за собой мороку при настройке системы – создать хорошую звуковую картину в автомобиле тем сложнее, чем меньше акустики в нем установлено.
Идеальным вариантом полноценного "озвучивания" салона считается использование пары комплектов трехполосных компонентных АС спереди и двух таких же комплектов сзади плюс активный сабвуфер в багажнике. Используя самые простые комплекты динамиков типа Eton pro 100X или популярный Diamond M341, подобную схему можно собрать, уложившись в 1000 долларов, но существуют и куда более дорогие варианты. Так, за АС уровня Hertz HSK-163 или MB Quart PSD 316 придется отдать вдвое большую сумму. Впрочем, как мы уже говорили, на динамиках экономить не следует, лучше немного изменить конфигурацию системы, чем использовать дешевые комплектующие. Урезать в бюджете фронтальные динамики, пожалуй, не стоит (или стоит в самую последнюю очередь), а вот тыловые можно подобрать поскромнее. Допустим, поставив в тыл вместо разнесенных динамиков неплохие коаксиальные (Macrom CF-2.51), можно сэкономить ощутимую сумму денег, а также несколько рабочих часов инсталлятора. Сабвуфер тоже не грех лишить самостоятельности, оставив его без встроенного усилителя – правда, тогда, возможно, придется доплатить за шестой канал в отдельном многоканальном усилителе.
Предмет для отдельного разговора – кроссоверы. Профессионалы утверждают, что, если после покупки динамиков деньги еще остались, стоит задуматься о приобретении хотя бы одного активного частотного фильтра. Наличие такого устройства значительно облегчит настройку системы. С другой стороны, встроенными кроссоверами обладают почти все устройства в системе кроме коаксиальных динамиков и некоторых головных устройств из разряда дорогих. Тем, кто решит положиться на возможности кроссоверов усилителя, вряд ли есть повод беспокоиться. Из-за большого количества пассивных фильтров, динамики в любом случае не получат большого количества "несвоего" сигнала, а значит, за их здоровье можно не волноваться. Самое плохое, что может случиться при отсутствии регулируемого кроссовера, это периодическое искажение звука высокой частоты, определить которое на слух могут далеко не все и которое при необходимости можно легко устранить.

Бытовые подробности
О необходимости полной шумоизоляции салона и специальной электропроводки мы упоминали в прошлый раз, когда говорили о бюджетной аудиосистеме. Система более высокого класса требует еще больше внимания к подготовке автомобиля. Действия, которые необходимы для обеспечения хорошего звука в системе среднего уровня, практически идентичны подобным процедурам в установке системы Hi-End. В первую очередь, речь идет о полной виброизоляции автомобиля. Все, что в машине есть железного, должно быть проклеено специальным материалом. Чаще всего для этого используется виброизоляционный материал Dynamat, который в отдельных случаях наносят в два слоя. Виброизоляция необходима для устранения дополнительных призвуков, возникающих при колебаниях воздуха, создаваемых звуковой волной.
Так же тщательно подходят к прокладке силовой проводки. Система среднего класса содержит больше компонентов, чем бюджетная, поэтому ее инсталляция должна выполняться с соблюдением определенных правил. По большей части это касается аккуратной "разводки" проводов, в которой должен быть способен разобраться не только тот, кто устанавливал "музыку" в машину, но и другой специалист, которому, возможно, доведется впоследствии чинить или модернизировать систему.
Напоследок расскажем о неписаном правиле, которое почему-то нередко игнорируется даже профессионалами в области car audio. В любой стереосистеме всегда есть "слабое звено", ограничивающее качество ее звучания. Обычно оно проявляется через какое-то время после начала ее эксплуатации. Таким звеном может стать и недорогой проигрыватель, и неудачно выбранный усилитель, и даже слишком слабые фронтальные "пищалки". Устранить этот эффект невозможно, но можно уменьшить его влияние, подобрав как можно более однородные компоненты, которые будут поддерживать своего "коллегу", компенсируя его недочеты.
Можно, конечно, бесконечно экспериментировать с аппаратурой в попытке собрать идеально сбалансированную стереосистему, но когда результат будет достигнут, то перед нами будет уже не средний класс, а самый настоящий Hi-End. Кстати, именно о нем мы расскажем в следующей статье.

Автор: Юрий Михайлец

Статья опубликована в журнале "Колеса" №69 за Июнь 2003 / №69

АвторынокАвтофирмыКаталог авто сайтовАвто новостиАвтообзорыАвтообоиАвто каталог
Copyright © 2006-2014 Carox.ru
Все права защищены
О проекте | Реклама | Контакты | Конфиц. соглашение