Тест-драйв   |   История   |   Тюнинг   |   Премьера   |   АвтоБизнес   |   Краш-тест   |   Автозвук   |   Автоспорт   |   Событие   |   Тест-дуэль   |   Разное   |   Все обзоры
ГДЕ ПОКУПАТЬ:
Audi
BMW
Mercedes
Nissan
Opel
Volkswagen
Toyota
Honda
Ford
Mitsubishi
rer
e
dfdf
max1
max1
ПОИСК АВТОМОБИЛЯ
Марка:
Модель:
Год выпуска:
От До
Цена:
От До
ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ
февраль март 2024
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
asdas
СТАТИСТИКА CAROX
Автосалоны:84
Автосервисы: 61
Автозапчасти: 23
Автотюниг: 15
Автомойки: 13
Купля/Продажа
Объявлений: 477
За сегодня: 0
За неделю: 0
Форум
Сообщений: 18113
За сегодня: 0
За неделю: 0
РЕКЛАМА
Автообзоры / Автозвук

Слитно или раздельно?


После принятия принципиального решения об апгрейде штатной автомобильной музыкальной системы сразу же возникает масса вопросов. Один из самых важных – какую выбрать акустику: компонентную или коаксиальную?

После принятия принципиального решения об апгрейде штатной автомобильной музыкальной системы сразу же возникает масса вопросов. Один из самых важных – какую выбрать акустику: компонентную или коаксиальную?

Компонентная акустика

Пару слов о терминологии – как говорится, для тех, кто только сейчас переключился на нашу волну. Компонентная акустика, как следует из ее названия, состоит из компонентов – магнитных головок (чаще называемых динамиками или акустическими системами) разного диаметра. Как правило, в комплект входят три динамика, каждый из которых воспроизводит свой диапазон частот – высокие, низкие и средние. Низкочастотные динамики (басы) традиционно и по велению логики имеют самый большой диаметр, доходящий до 16 дюймов. Среднечастотные (или мид-басы), соответственно, обладают меньшими габаритами – нормальный размер для среднестатистического среднечастотника составляет 8-9 дюймов. Высокочастотные динамики, которые называют на европейский манер твитерами или ласково пищалками, с виду совсем малыши, едва дотягивающие ростом до одного дюйма.
Коаксиальные динамики (от лат. "со" совместно и "axis" ось) представляют собой несколько соосных магнитных головок, то есть на одном подвесе динамика установлены два или даже три излучателя, "играющих" всю музыку практически из одной точки. В отличие от компонентных динамиков, коаксиалы часто имеют овальную форму (за что на профессиональном жаргоне зовутся овалами), и их габариты определяются не диаметром, а размерами сторон, например 6х9.
"Муки" профессиональных установщиков при выборе той или иной акустики сравнимы с терзаниями Буриданова осла: у каждой из конфигураций есть достоинства, от которых не так уж легко отказаться. Известно, что помимо компоновочной простоты, коаксиальные громкоговорители сулят и определенные выгоды в акустическом смысле. Ведь коаксиалы – это максимальное приближение к теоретически оптимальной модели излучателя звука. Другими словами, если бы теория стопроцентно соответствовала практике, то все динамики были бы коаксиальными.
В то же время что называется "в быту", компонентная акустика применяется гораздо шире, инсталляторы предпочитают устанавливать динамики в разные места, чтобы иметь возможность бороться с недостатками шумоизоляции салона и настраивать звуковую сцену, просто перенося динамик на пару сантиметров вправо-влево от штатного места. Каждый тип динамиков заслуживает отдельного разговора: и коаксиалам, и компонентным акустическим системам посвящены десятки рефератов, книг и научных докладов. Мы не будем брать на себя право судить, какому же варианту стоит отдавать предпочтение, а лишь расскажем о том, что представляют собой современные акустические системы обоих типов.

Компонентная акустикаКомпонентная акустика

В любом месте веселее вместе
Сколько бы ни говорили профессионалы car audio о том, что звук в автомобиле должен быть впереди слушателя, а не сзади, любители врезать динамики в заднюю полку по-прежнему будут в огромных количествах находиться во всех странах, включая далекие африканские. Только часть из этих любителей поступает так, потому что не знает, как можно иначе. Другая же часть заявляет: "А мне так нравится!" И ответить на это нечего. Постановлений правительства на этот счет пока не было, так что каждый поступает как хочет.
Опытные инсталляторы в один голос утверждают, что теория, по которой один коаксиальный динамик лучше воспроизводит сигнал, чем несколько компонентных, на практике не работает. Причин тому несколько, но главная – это то, что в коаксиальных динамиках у низкочастотных и высокочастотных головок совмещены только оси, а не центры излучения. Головка, излучающая высокие частоты, всегда находится впереди низкочастотника. Это убивает всю идею точечного источника звука. Практически насмерть.
Осложняет эту и без того прискорбную картину то, что висящая над диффузором "пищалка" затеняет часть диффузора таким образом, что он буквально излучает ей в "спину". Волны отражаются, умножаются, складываются с основными, и то, что вылетит потом из этого закутка, будет весьма мало напоминать то слитное излучение, которое обещает теория. В коаксиалах получше (а значит, и на порядок дороже) – с этим борются, наклеивая звукопоглощающие кольца на центральную часть диффузора, но это – полумеры, органический недуг коаксиала все равно не вылечить.
И тем не менее, финансовая политика диктует свои правила – коаксиальные динамики пользуются не меньшим, а нередко и большим спросом, чем компонентные. Как правило, приверженцы "полочных" вариантов относятся к тем автовладельцам, которые не планируют масштабных работ по озвучиванию своего транспорта. Они заменили штатную "радиоточку" в машине на пристойное головное устройство и хотят теперь увенчать цепь усиления сигнала акустикой, которая будет в состоянии реализовать возможности современных "голов" без особых дополнительных затрат и без капитального вмешательства в архитектуру салона. Для такой группы пользователей коаксиальные динамики, безусловно, наилучшее решение. Большой диаметр мидбаса позволяет рассчитывать на достаточную (в пределах отведенной мощности) отдачу на средних частотах без подмоги со стороны сабвуфера, двухполосная структура динамика – залог продления его рабочего диапазона до самых верхних частот, а "унитарная" конструкция излучателя максимально упрощает работы по установке.
Наилучшим вариантом для полочного варианта по праву считаются коаксиальные "шестерки", то есть динамики диаметром шесть дюймов (около 15 сантиметров), которые прямо-таки рождены для установки сзади, а процедура их инсталляции своими силами, при наличии необходимого инструмента, займет полчаса. Бывают случаи, когда миниатюрным коаксиалам просто нет альтернативы. Причем речь далеко не всегда идет о маленьких машинах и "супербюджетных" установках. Отнюдь. Например, штатные места некоторых моделей Audi, автомобилей немаленьких и не очень дешевых, примут только 4 дюйма. И если владелец не желает по той или иной причине вторгаться в оформление интерьера, выбора у него просто нет.
Популярность коаксиальной акустики, кстати, заставляет производителей вступать в "борьбу за качество", и поэтому технический уровень современных коаксиалов весьма высок. Наряду с простыми и недорогими моделями среди таких динамиков есть довольно много породистых высокотехнологичных изделий, использующих те же разработки, что и их компонентные родичи. Кевларовые диффузоры, титановые купола "пищалок" – все это теперь не редкость и в коаксиальных "тарелках". Поэтому при правильной установке можно рассчитывать на весьма достойное звучание при минимальных хлопотах.

Компонентная акустикаКомпонентная акустикаКомпонентная акустика

Ты и я – одна компания
Первое, что видит новый хозяин комплекта компонентной акустики, – довольно крупных размеров коробка. А вот то, что в ней находится, наоборот, довольно миниатюрно. Но многочисленно. Миниатюрно, потому что основу "разнесенной" акустики, как правило, составляет мидбасовый динамик диаметром никак не больше 6,5 дюймов (чуть меньше 17 сантиметров). Многочисленно, потому что акустика – компонентная, и к мидбасу полагается и "пищалка", и кроссовер, и куча (большая или поменьше, как у кого) установочных приспособлений. Впрочем, конструктор из трех динамиков и пары кроссоверов к ним – комплект скорее экзотический (бывают, правда, и четырехкомпонентные, но это уже высшая, спортивная, лига), чем традиционный. Чаще всего встречается сборная из двух динамиков: среднечастотника и "пищалки".
В последнее время наиболее популярна 5-дюймовая "разнесенка". Это неудивительно. С одной стороны, 5-дюймовые компонентники – естественный и часто единственно возможный компромисс в деле установки породистой акустики с минимальными переделками интерьера. Но это еще не все. Часто даже там, где есть возможность поставить акустику большего калибра, специалисты отдают предпочтение "пятеркам", которые при правильном выборе обладают большим потенциалом по части формирования фронтальной звуковой сцены.
Интересно, что именно 5-дюймовая акустика обладает набором характеристик, заметно отличающихся от аналогичных показателей "младших" 4-х и "старших" 6,5-дюймовых братьев и сестер. Причем "пищалки", понятное дело, практически всегда такие же, как у "старших", кроссоверы – тоже, правда, у наиболее чистокровных (читай – фирменных) 5-дюймовых комплектов они индивидуально оптимизированы именно под используемые головки. Особняком "пятерки" часто стоят из-за того, что с целью унификации в них использована магнитная система, а часто и весь привод от головок большего калибра из той же фирменной линейки.
Но хотя самыми ходовыми "разнесенками" во все времена были и остаются "пятидюймовки", шестидюймовая акустика тоже отвоевала себе место под солнцем, или, точнее, под крышей салона автомобиля. В принципе-то, это можно только приветствовать, поскольку достоинства данного калибра, несомненно, перевешивают недостатки. Правда, во многих автомобилях "шестидюймовки" попросту некуда ставить, кроме, конечно, задней полки, но это – крайний случай, так сказать, коаксиального назначения. Правда, в большинство европейских "народных" авто идут как раз шесть дюймов с половиной, но в "американцах" и в большинстве "японцев" предусмотрены места под размер шесть дюймов (155 мм, округленно). Так что понятно: эти динамики тоже встречаются, хотя и гораздо реже.

Момент истины
Как известно, задача динамиков (не без помощи, разумеется, всего, что им предшествует, – усилителей, источников сигнала и прочего) – донести частотные составляющие звука до ушей слушателя в виде колебаний воздуха. Донести бережно, сохранив все, что было в записи, но без дурацкой самодеятельности, то есть не привнося в сигнал того, чего там не было. Казалось бы, чего проще. Однако уже больше ста лет люди бьются над тем, чтобы получить действительно качественный сигнал, и окончания этой борьбы до сих пор не предвидится. Остается одно – ждать, когда наконец современные алхимики отыщут секрет золота car audio, заключающийся в способе идеального воспроизведения записанного звукового сигнала. Каким будет этот способ – пока неизвестно, поэтому напоследок сожмем в коротком предложении теорию, по которой устанавливаются динамики сегодня. Профессионалы советуют: если есть деньги на полноценную стереосистему – надо ставить компонентную акустику, если бюджет поджимает, лучше выбрать коаксиальную. Но все равно никто никогда не скажет объективно, какие динамики лучше.


Автор: Юрий Михайлец
Фото: Александр Артемов

Благодарим за помощь в подготовке материала фирму "АвтоАудиоМастер".
Статья опубликована в журнале "Колеса" №73 за Ноябрь 2003 / №73
АвторынокАвтофирмыКаталог авто сайтовАвто новостиАвтообзорыАвтообоиАвто каталог
Copyright © 2006-2014 Carox.ru
Все права защищены
О проекте | Реклама | Контакты | Конфиц. соглашение