ТАКСИ В ОДНУ ЛОШАДИНУЮ СИЛУ
Все хорошо помнят, какого неимоверного труда лет пятнадцать назад стоило "поймать" на улице такси. Если вам и посчастливилось остановить машину с "шашечками" на борту,то это вовсе не означало, что вы уедете. Как правило, "шефу" было либо не по пути, либо он ехал в парк, либо еще что-нибудь. Дожидаться такси на так называемых "стоянках", особенно в ночное время, мог только чудак. Около же вокзалов и аэропорта всегда приходилось сначала "договориться" с водителем, а уж только потом, плюнув на все, сесть и уехать. Чуть позже появились "акулы"-частники, которые возили кого угодно и куда угодно, лишь бы за деньги. "Официальные" таксисты почуяли неладное: их хлеб воруют! Однажды я встречал в аэропорту своих хороших знакомых и, опаздывая, бросил машину не на стоянке, а около здания аэровокзала. Каково же было мое удивление, когда я вернулся к своей машине! Скат заднего правого колеса был просто изрублен в фарш острым предметом. Все выяснилось через пару минут при замене колеса. Один из таксистов принял меня за "неопытную акулу", которая рыщет по аэровокзалу в поисках клиента. В данном случае я легко отделался. Прошло еще немного времени, и появились на дорогах города маршрутные такси, которые остановятся даже посреди оживленного перекрестка, если вы попросите, лишь бы не потерять клиента. Времена меняются, вместе с ними меняются и люди. Но намного ли? Каков был частный извоз сто с небольшим лет назад? Надо отметить, что многое тогда очень похоже на многое теперь.
КУДА ИЗВОЛИТЕ, БАРИН? Появлению пресловутых стоянок такси мы обязаны вовсе не советскому периоду нашей истории. В начале века, когда каждый извозчик имел свою медную бляху с номером (ну, чем не "шашечки"), были отведены специальные места для "отстоя" около вокзалов и присутственных мест. Извозчикам строжайше запрещалось, например, подъезжать к крыльцу вокзалов. Пассажир должен был сам подойти и взять извозчика. Кроме этих требований были и другие, чем-то напоминающие требования не столь далеких времен. Сейчас, для того чтобы заняться извозом, вам, кроме целой череды бюрократических препонов, разрешений, патентов и проч., необходимо содержать авто в исправном и аккуратном состоянии и обязательно установить на крыше маячок с "шашечками". Вот, например, что было записано в правилах столетней давности: "Они (извозчики) обязаны иметь одежду без заплат другого цвета, содержать экипажи в исправности, чистоте, с фартуками* - летом, а зимой - с полостями**. С наступлением сумерек зажигать фонари на экипажах и ставить оные в один ряд вдоль тротуара". Вот как описывает приезд в Москву русский путешественник И.Ф.Залецкий в своих записках: "Сойдя с крыльца вокзала на площадь, я увидел огромное количество извозчичьих экипажей, кои были выстроены длинными рядами… Подойдя ближе, я очутился в полном окружении извозчиков. Из их выкриков трудно было что-либо понять. Все наперебой предлагали себя… Не помню как, но мне удалось уехать по сходной цене". Кстати говоря, извозчики (читай: "таксисты") обычно запрашивали за проезд столько, сколько им приходило на ум. "Но весь секрет в том и состоит, какую цену вы станете предлагать ему, по вашей цене он мигом смекнет, чем от вас можно поживиться и что вы за человек". Так отзывался об извозчиках один из путеводителей по Москве. Чисто московским мог считаться экипаж под названием "калибер". Это были по существу обычные дрожки. Узкие дроги на стоячих рессорах, вмещающие двух пассажиров. Наши теперешние дороги, хоть мы их и ругаем, вероятно, подошли бы для езды на "калибере", но не дороги столетней давности с их выбоинами в брусчатке. Комфортной такую езду назвать было нельзя. Тот же И.Ф.Залецкий так описывает поездку вдвоем на "калибере": "Калибер - этакий чорт, который не только душу вытрясти мог, но и зубы выколачивал". Многие экипажи того времени имели уже "обувь" - резиновые шины на колесах. Но проку от них было не много. От булыжных мостовых резина не спасала.
КАКОГО СОРТА ЭКИПАЖ ЖЕЛАЕТЕ? Извозчики были трех основных "сортов": лихачи - самые дорогие, но и быстрые, и экипажи были у них гораздо лучше; собственно извозчики - золотая середина, и "ваньки" - дешевые и без удобств. Ожидать седока у ресторанов и трактиров было привилегией лихачей. "Ваньку", если бы он осмелился встать рядом с ними, в лучшем случае просто прогнали бы вон. В Царском же Селе в начале века существовал уже тариф на перевозки извозчиками. Своего рода "счетчик". расценки разнились по времени суток. Дневная такса была на десять копеек меньше ночной и действовала с 7 часов утра до полуночи. Кроме таксы, установленной на определенные маршруты, была и почасовая. Но в июне 1911 года в том же Царском Селе между вокзалом и царскосельским Гостиным Двором было установлено автомобильное сообщение с платой, гораздо более выгодной для пассажиров. Так появилось "маршрутное такси". И в этой конкурентной борьбе победитель был предопределен… Автор: Антон Федосеев-Залецкий __________________________________________________________ *Фартук - легкое покрывало на ноги в экипаже, защищающее седока от дорожной пыли. ** Полость - покрывало на ноги в экипаже, обычно меховое. |