24 часа вокруг ПетропавловкиВ последний уик-энд июля в акватории Невы прошла ставшая уже традиционной гонка «24 часа Санкт-Петербурга». Круглые сутки пилоты на жестко-надувных лодках (РИБах) с подвесными моторами «нарезали» круги вокруг Петропавловской крепости. О перипетиях нынешней гонки, а также о некоторых характерных особенностях водно-моторных соревнований на выносливость нам рассказал призер гонки «24 часа Санкт-Петербурга – 2006» в составе команды «Silverado» Андрей Геращенко. «Колеса»: Андрей, в каких классах проводилась нынешняя гонка и в каком из них выступала ваша команда? – Всего классов пять: 700-кубовый, литровый, полутора - , двух- и трехлитровый. Рабочий же объем двигателя, по правилам UIM, Международной федерации водно-моторного спорта, может достигать значения несколько более высокого, чем указано в самом названии класса. Есть требования и по размерам лодок для каждого класса. Они достаточно демократичны: то есть можно использовать достаточно маленькие лодки под очень мощные моторы. Что приводит порой к курьезным последствиям: как, например, с командой «Sibirea Racing», у которых лодка была чуть больше 5 м длиной, а мотор висел под 300 сил, и их разворачивало буквально на ровном месте. И после очередного такого разворота пилот не осмотрелся, резко нажал на газ и въехал в лидера гонки, который в итоге стоял больше часа – ремонтировал пробитый баллон. Команда «Silverado», за которую гонялся я, выступала в классе 5 (3,0 л); кроме того, группа компаний «Петросет», которая является владельцем данного «спортивного флота», выставила еще одну команду в классе 3 (1,5-литровом): команду «Yamaran». Оба названия команд – это торговые марки надувных моторно-гребных лодок, принадлежащих Группе компаний «Петросет». Лодка класса 3 – отечественного производства, петербургской «Мобиле Групп», класса 5 – бельгийского, фирмы Ospray. Выступали мы на двигателях Yamaha (Z300 – в пятом классе; F115А – в третьем), которые совсем недавно были омологированы UIM для таких соревнований. «Колеса»: Насколько серьезно эти двигатели готовят к гонкам и сильно ли они отличаются от тех, что продаются в салонах? – Наш подход состоит в том, что мы выступаем на серийных лодках – не каких-то специально изготовленных, нет: они обычные. Причем если в «полуторном» классе это была серийная лодка спортивного типа (с «капотированной» палубой, гаргротом и т. д.), то в трехлитровом – обычная бытовая морская спасательная лодка. Моторы же мы берем просто «из фабричной упаковки»: вешаем, обкатываем и на них ездим. Да и требования UIM практически не допускают какого-либо серьезного вмешательства. Существуют, правда, спортивные двигатели, но, опять-таки, это серийные подвесные моторы. А вот винт мы уже подбираем самостоятельно, так как невозможно заранее точно рассчитать, какой шаг и диаметр винта нужен на ту или иную лодку. Например, когда мы готовили лодку Silverado, перебрали винтов, наверное, с десяток, прежде чем остановились на том, что использовался в гонке. «Колеса»: Вы рассчитывали, что финишируете на подиуме, или ставили изначально более высокие цели? – Вообще, гонки на выносливость подразумевают следующую тактику (или стратегию): главное – ехать, и ехать стабильно. Если едешь стабильно и не останавливаешься на ремонт, как правило, попадаешь на подиум. Соответственно, эту цель мы перед собой и поставили. Правда, на втором часу произошла авария, в результате которой мы простояли более трех часов. Один из пилотов – в силу, скорее всего, кильватерной волны от идущего впереди судна – ударился в левую сторону опоры Иоанновского моста; его развернуло и ударило о правую опору. И все бы ничего – лодка осталась цела, но в результате аварии он, видимо, зацепил винтом сваю и погнул гребной вал, который в загнутом состоянии размолотил бы весь редуктор, поэтому пришлось эту деталь заменить. Сделать это было не так-то просто – потеряли на этом, как я уже сказал, три с лишним часа. Когда вернулись в гонку, были на последнем месте; к утру вышли уже на четвертое, а часам к семи шли на третьем, опережая на 4 круга ближайших преследователей – из команды «Росан». Это преимущество сохранили и на финише. «Колеса»: Насколько сложна для пилотирования акватория Невы? Помнится, когда в нашем городе проводился этап водно-моторной «Формулы 1», гонщики жаловались на слишком сильное волнение на Неве. Каково здесь ездить на надувных лодках да еще и круглые сутки? – Могу сказать следующее: все, кто приезжает сюда впервые, говорят, что акватория Невы – самая сложная изо всех, которые они когда-либо видели. Потому что одно дело гладь какого-нибудь озера или река (хоть и с течением, но узкая), и совсем другое – это Нева. Широченная, с гранитными набережными; к тому же, навигацию никто ведь не отменял, и вот эта «битая» волна, которая не имеет ни формы, ни направления, а просто возникает неизвестно откуда, создает особую специфику. В этот же раз было сложно вдвойне. Если вода в Неве высокая, то в Кронверкском проливе вся волна от проходящих лодок уходит в траву и там гасится. Поэтому раньше ездили так: в Неве борешься с волной, а в Кронверке начинаешь откидывать мотор и развиваешь максимальную скорость, чтобы опередить как можно больше других лодок. На сей раз вода была низкая, и волна от лодок отражалась от гранитного поребрика и шла обратно. Так что, отдыха не было нигде: бороться с волной приходилось на каждом участке трассы, а еще и обгонять надо было. «Колеса»: А насколько тяжело в таких условиях ночью? – Есть гонщики, которые любят ездить ночью; я к таким не отношусь. Ночная езда на лодке – это совсем не то же самое, что на автомобиле. Когда ты едешь на машине, то освещаешь ровный асфальт, а здесь – непонятной формы поверхность, которая, к тому же, постоянно бликует. Соответственно, сложность возрастает многократно. Кроме того, несмотря на обещание организаторов подсветить все буи, часть их не была подсвечена. И если перед тобой не шел какой-нибудь другой гонщик, то, скажем, буй № 2, который находился прямо напротив Петропавловской крепости, увидеть можно было только метрах примерно в ста. У Иоанновского моста подсвечивался только тот буй, который находился в начале створа «коридора безопасности». Предыдущий же буй, № 3, был наполовину затоплен, наклонен и не подсвечен. Поэтому, заходя в этот «коридор» и ориентируясь по бую «коридора безопасности», можно было запросто обойти слева буй № 3, а уход за пределы трассы влечет за собой жесткие штрафные санкции со стороны судей. «Колеса»: В заключение поделитесь, пожалуйста, планами команды на будущее… – Сейчас четко сказать о том, что мы будем делать в будущем году, я не могу. Во-первых, не совсем понятно, что будет с гонками. В этом году из-за саммита Большой восьмерки – а может быть, не только из-за него – гонку перенесли на конец июля. Это была одна из главных причин резкого сокращения числа участников. Если бы ее провели вовремя, 8-9 июня, как планировалось, участников было бы более 30-ти. А так не приехали бельгийцы, которые уже заявились на гонку во Франции и не могли отказаться, не приехали гонщики из Англии. Из-за этого переноса 6-часовая гонка (которая в 2004 г. получила статус Чемпионата Европы) передвинута на сентябрь. Надеюсь, что она состоится, но будет ли достаточно представительной – сказать трудно. Если же такие переносы будут продолжаться, то на будущий год участников в «24 часах Санкт-Петербурга» может оказаться настолько мало, что соревнования потеряют смысл: когда в классе гоняются три команды, это уже никому неинтересно. Кроме того, в этом году было слишком много неспортивного поведения: нас обгоняли в «коридоре безопасности», где обгоны запрещены, а судьи этого почему-то не видели, и протесты не были удовлетворены. Все это может вызвать нежелание истинных любителей этого вида спорта участвовать в следующих гонках. Поэтому говорить о будущем тяжело. Скорее всего, мы будем участвовать, но в каком классе, на какой лодке, с каким мотором – я сказать не могу. Зато известно, что омологированный мотор Z300 прошел 24-часовую гонку достойно. Ждем теперь от Yamaha Motor сакэ на всю команду… Автор: Роман Зубко |